Олимпия Мане. Самая скандальная картина XIX века
אינהאַלט:
"אָלימפּיאַ" דורך עדואַרד מאַנעט איז איינער פון די מערסט באַרימט ווערק פון דעם קינסטלער. איצט ווייסן אַלעמען אַז דאָס איז אַ מייַסטערווערק. און אַמאָל וויזאַטערז צו דער ויסשטעלונג קאַמאַש אויף איר. אמאל האבן קריטיקערס געווארנט די שוואכע הארץ און די שוואגערע פרויען קעגן זען עס. און דער מאָדעל וואָס פּאָוזד פֿאַר מאַנעט האט ערנד אַ שעם ווי אַ צוטריטלעך פרוי. כאָטש עס איז נישט.
לייענען מער וועגן די געמעל אין דעם אַרטיקל "פארוואס אָלימפּיאַ מאַנעט איז רילאַקייטיד דורך זיין הייַנטצייַטיק"
לייענען אויך וועגן די מערסט טשיקאַווע פּיינטינגז פון Manet אין די אַרטיקלען:
"פארוואס האט מאַנעט געמאָלן אַ שטיל לעבן מיט אַ ספּאַרזשע שפּרייַזן?"
Edouard Manet פּלאַמז און מאָרד מיסטעריע
"פרענדשיפּ פון עדואַרד מאַנעט מיט דעגאַס און צוויי טאָרן פּיינטינגז"
פּלאַץ "טאָגבוך פון געמעל: אין יעדער בילד - געשיכטע, גורל, מיסטעריע".
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-4.jpeg?fit=595%2C403&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-4.jpeg?fit=900%2C610&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-1894 size-full» title=»Олимпия Мане. Самая скандальная картина XIX века» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-4.jpeg?resize=900%2C610″ alt=»Олимпия Мане. Самая скандальная картина XIX века» width=»900″ height=»610″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>
“Олимпия” Эдуарда Мане (1863) – одна из самых известных работ художника. Сейчас почти никто не спорит, что это шедевр. Но 150 лет назад она произвела невообразимый скандал.
Посетители выставки в буквальном смысле плевали в картину! Критики предостерегали беременных и слабонервных от просмотра полотна. Ибо те рисковали испытать чрезвычайное потрясение от увиденного.
Казалось бы, ничто не предвещало такой реакции. Ведь на эту работу Мане вдохновила классическая работа Тициана “Венера Урбинская”. Тициан же в свою очередь был вдохновлён работой своего учителя Джорджоне “Венера спящая”.
אין מיטן: Тициан. ווענוס ורבינסקייַאַ. 1538 г. Галерея Уфицци, Флоренция. אַראָפּ אונטן: Джорджоне. Венера спящая. 1510 г. Галерея старых мастеров, Дрезден.
Обнаженные тела в живописи
И до Мане, и во времена Мане обнаженных тел на полотнах было предостаточно. При этом эти работы воспринимались с большим воодушевлением.
“Олимпия” была показана публике в 1865 году в Парижском Салоне (самой главной выставке Франции). А за 2 года до этого там же была выставлена картина Александра Кабанеля “Рождение Венеры”.
Работа Кабанеля была воспринята публикой с восторгом. Красивое обнаженное тело богини с томным взглядом и струящимися волосами на полотне в 2 метра мало, кого могут оставить равнодушным. Картину в этот же день купил император Наполеон III.
Почему Олимпия Мане и Венера Кабанеля произвели такие разные реакции у публики?
Мане жил и творил в эпоху пуританских нравов. Любоваться обнаженным женским телом было крайне неприлично. Однако это было дозволено, если изображённая женщина была как можно менее реальной.
Поэтому художники так любили изображать мифических женщин, таких как богиня Венера Кабанеля. Или же женщин восточных, загадочных и недосягаемых, таких как Одалиска Энгра.
3 лишних позвонка и вывихнутая нога ради пущей красоты
Явно, что модели, которые позировали и Кабанелю, и Энгру, в реальности обладали более скромными внешними данными. Художники откровенно их приукрашивали.
По крайней мере, это очевидно с Одалиской Энгра. Художник добавил своей героине 3 лишних позвонка, чтобы вытянуть стан и сделать изгиб спины эффектнее. Рука у Одалиски также неестественно вытянута, чтобы гармонировать с удлиненной спиной. К тому же и левая нога неестественно вывернута. В реальности под таким углом она не может лежать. Несмотря на это образ получился гармоничным, хотя и очень нереалистичным.
Слишком откровенная реалистичность Олимпии
Мане пошёл против всех вышеописанных правил. Его Олимпия слишком реалистична. До Мане так, пожалуй, писал только פֿראַנסיסקאָ גויאַ. ער изобразил свою Маху обнаженную хоть и приятной внешне, но явно не являющейся богиней.
Маха является представительницей одного из самых низших сословий Испании. Она, как и Олимпия Мане, смотрит на зрителя уверенно и немного вызывающе.
Мане также вместо прекрасной мифической богини изобразил женщину земную. Более того – проститутку, которая оценивающе и уверенно смотрит прямо на зрителя. Чернокожая служанка Олимпии держит букет цветов от одного из её клиентов. Это ещё более подчёркивает, чем наша героиня зарабатывает на жизнь.
Внешность модели, названной современниками уродливой, на самом деле просто не приукрашена. Это внешность реальной женщины со своими недостатками: талия еле различима, ноги коротковаты без соблазнительной крутизны бёдер. Выступающий живот никак не скрадывается худощавыми ляжками.
Именно реалистичность социального статуса и внешности Олимпии так возмутили публику.
Ещё одна куртизанка Мане
Мане всегда был первопроходцем, как и פראַנסיסקאָ גויאַ в своё время. Он пытался найти свой собственный путь в творчестве. Он стремился взять лучшее из творчества других мастеров, но никогда не занимался подражательством, а создавал своё, аутентичное. “Олимпия” – яркий тому пример.
Мане и в последующем остался верен своим принципам, стремясь изображать современную жизнь. Так, в 1877 году он пишет картину “Нана”. Написанная в импрессионистской манере. На ней женщина лёгкого поведения припудривает носик на глазах ожидающего её клиента.
Ещё одна Олимпия, современная
דורך דעם וועג, אין Musée d'Orsay хранится ещё одна Олимпия. Её написал Поль Сезанн, который очень любил творчество Эдуарда Мане.
Олимпия Сезанна была названа ещё более эпатажной, чем Олимпия Мане. Однако, “лёд тронулся”. Вскоре публике волей-неволей придётся отказаться от своих пуританских взглядов. Этому немало поспособствовуют великие мастера 19 и 20 века.
Так, купальщицы и простолюдинки Эдгара Дега продолжат новую традицию показывать жизнь обычных людей. А не только богинь и знатных дам в застывших позах.
И уже Олимпия Мане никому не кажется эпатажной.
לייענען וועגן דעם מייַסטערווערק אין דעם אַרטיקל “Картины Мане. 5 полотен мастера с колумбовской кровью”.
***
באַמערקונגען אנדערע לייענער זע אונטן. זיי זענען אָפט אַ גוט דערצו צו אַן אַרטיקל. איר קענט אויך טיילן דיין מיינונג וועגן דעם געמעל און דעם קינסטלער, און אויך פרעגן דעם מחבר אַ קשיא.
הויפּט אילוסטראציע: עדואַרד מאַנעט. אָלימפּיאַ. 1863 . Musée d'Orsay, פאריז .
לאָזן אַ ענטפֿערן