» קונסט » "די געשריי" פון מאנטש. וועגן די מערסט עמאָציאָנעל בילד אין דער וועלט

"די געשריי" פון מאנטש. וועגן די מערסט עמאָציאָנעל בילד אין דער וועלט

"די געשריי" פון מאנטש. וועגן די מערסט עמאָציאָנעל בילד אין דער וועלט

«Крик» Эдварда Мунка (1863-1944 гг.) знают все. Слишком значительно его влияние на современное массовое искусство. И, в частности, на кинематограф.

Достаточно вспомнить обложку видеокассеты «Один дома» или убийцу в маске из одноименного фильма ужасов «Крик». Образ напуганного до смерти существа очень узнаваем.

С чем же связана такая популярность картины? Как образу из XIX века удалось «пробраться» в век XX и даже XXI? Попробуем разобраться.

Чем так поражает картина «Крик»

Картина «Крик» завораживает современного зрителя. Представьте, каково было публике XIX века! Конечно, к ней отнеслись очень критично. Сравнивали красное небо картины с интерьером скотобойни.

Ничего удивительного. Картина крайне экспрессивна. Она взывает к самым потаённым эмоциям человека. Пробуждает страх перед одиночеством и смертью.

И это во времена, когда был популярен Вильям Бугро, который тоже стремился взывать к эмоциям. Но и в страшных сценах он изображал своих героев божественно идеальными. Даже если речь шла о грешниках в аду.

"די געשריי" פון מאנטש. וועגן די מערסט עמאָציאָנעל בילד אין דער וועלט
Вильям Бугро. Данте и Вергилий в аду. 1850 г. Musee d'Orsay, פאריז

В картине Мунка решительно все шло вразрез с принятыми нормами. Деформированное пространство. Тягучее, плавящееся. Ни одной прямой линии, кроме перил моста.

А главный герой – невообразимо странное существо. Похожее на инопланетянина. Правда, в XIX веке про инопланетян ещё не слышали. Это существо, как и пространство вокруг него, теряет форму: плавится, как свеча.

Как будто мир и его герой погрузились в воду. Ведь когда мы смотрим на человека под водой, его изображение тоже волнистое. А разные части тел сужаются или вытягиваются.

Обратите внимание, что голова вдали идущего человека настолько сузилась, что почти исчезла.

"די געשריי" פון מאנטש. וועגן די מערסט עמאָציאָנעל בילד אין דער וועלט
Эдвард Мунк. Крик (фрагмент). 1893 г. Национальная галерея Норвегии в Осло

И сквозь это водное пространство пытается прорваться крик. Но он еле слышен, как звон в ушах. Так, во сне мы иногда хотим крикнуть, но получается нечто несуразное. Усилия превосходят результат многократно.

Только перила кажутся реальными. Лишь они удерживают нас, чтобы не попасть в засасывающий в небытие водоворот.

Да, есть от чего прийти в смятение. И раз увидев картину, не забыть её уже никогда.

История создания «Крика»

О том, как возникла идея создать «Крик», Мунк поведал сам, создав копию своего шедевра через год после оригинала.

На этот раз он поместил работу в простую рамку. А под ней прибил табличку, на которой и написал, при каких обстоятельствах возникла потребность в создании «Крика».

"די געשריי" פון מאנטש. וועגן די מערסט עמאָציאָנעל בילד אין דער וועלט
Эдвард Мунк. Крик. 1894 г. Пастель. Частная коллекция

Оказывается, однажды он шёл с друзьями по мосту вблизи одного фьорда. И вдруг небо покраснело. Художник онемел от страха. Его друзья пошли дальше. А он почувствовал невыносимое отчаяние от увиденного. Ему захотелось кричать…

Вот это своё внезапное состояние на фоне покрасневшего неба он и решил изобразить. Правда, сначала у него вышла вот такая работа.

"די געשריי" פון מאנטש. וועגן די מערסט עמאָציאָנעל בילד אין דער וועלט
Эдвард Мунк. Отчаяние. 1892 г. Музей Мунка, г. Осло

На картине «Отчаяние» Мунк изобразил самого себя на мосту в момент нахлынувших неприятных эмоций.

И лишь через несколько месяцев он сменил персонажа. Вот один из эскизов к картине.

"די געשריי" פון מאנטש. וועגן די מערסט עמאָציאָנעל בילד אין דער וועלט
Эдвард Мунк. Крик. 1893 г. 30х22 см. Пастель. Музей Мунка, Осло

Но образ явно оказался навязчивым. Впрочем, Мунк был склонен одни и те же сюжеты повторять неоднократно. И почти 20 лет спустя он создал ещё один «Крик».

"די געשריי" פון מאנטש. וועגן די מערסט עמאָציאָנעל בילד אין דער וועלט
Эдвард Мунк. Крик. 1910 г. Музей Мунка в г. Осло

На мой взгляд, эта картина более декоративная. В ней уже нет того щемящего ужаса. Демонстративно зеленое лицо подчёркивает, что с главным героем происходит что-то недоброе. А небо больше похоже на радугу с позитивными цветами.

Так что же за явление наблюдал Мунк? Или красное небо было плодом его воображения?

Я больше склоняюсь к версии, что художник наблюдал редкое явление перламутровых облаков. Они возникают при низких температурах недалеко от гор. Тогда кристаллы льда на большой высоте начинают преломлять свет зашедшего за горизонт солнца.

Так облака окрашиваются в розовые, красные, жёлтые оттенки. В Норвегии есть условия для такого явления. Вполне возможно, что именно его Мунк и увидел.

Типичен ли «Крик» для Мунка?

«Крик» — это не единственная пугающая зрителя картина. Все-таки Мунк был человеком, склонным к меланхолии и даже депрессии. Так что в его творческой коллекции немало вампиров и убийц.

"די געשריי" פון מאנטש. וועגן די מערסט עמאָציאָנעל בילד אין דער וועלט
"די געשריי" פון מאנטש. וועגן די מערסט עמאָציאָנעל בילד אין דער וועלט

Слева: Вампир. 1893 г. Музей Мунка в Осло. Справа: Убийца. 1910 г. Там же.

Изображение персонажа со скелетоподобной головой тоже было Мунку не в новинку. Такие же лица с упрощенными чертами лица он уже рисовал. За год до этого они появились на картине «Вечер на улице Карла Иоанна».

"די געשריי" פון מאנטש. וועגן די מערסט עמאָציאָנעל בילד אין דער וועלט
Эдвард Мунк. Вечер на улице Карла Иоанна. 1892 г. Коллекция Расмуса Мейера, Берген

Вообще Мунк сознательно не прорисовывал лица и руки. Он считал, что любую работу нужно смотреть на расстоянии, чтобы воспринять её целиком. А в таком случае не важно, прорисованы ли ногти на руках.

"די געשריי" פון מאנטש. וועגן די מערסט עמאָציאָנעל בילד אין דער וועלט
Эдвард Мунк. Встреча. 1921 г. Музей Мунка, Осло

Тема моста была очень близка Мунку. Он создал бесчисленное количество работ с девушками на мосту. Одна из них хранится в Москве, в Пушкинском музее.

קוקנדיק אויף מונטש'ס געמעל "מיידל אויף דער בריק" געדענקט איר אפשר זיין הויפט מייַסטערווערק "די געשריי". עס אויך קלאר טראַסעס די פֿירמע אידענטיטעט פון דער קינסטלער. ברייט כוואליעס פון פאַרב לויפן פון איין עק פון די געמעל צו די אנדערע. אָבער נאָך, "גירלס אויף די בריק" איז זייער אַנדערש פון די מערסט כייפּט מייַסטערווערק.

לייענען וועגן אים אין דעם אַרטיקל "גאַלערי פון אייראפעישער און אמעריקאנער קונסט. 7 פּיינטינגז ווערט צו זען.

פּלאַץ "טאָגבוך פון געמעל. אין יעדער בילד איז אַ געשיכטע, אַ גורל, אַ מיסטעריע.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-5.jpeg?fit=595%2C678&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-5.jpeg?fit=597%2C680&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3087 size-full» title=»«Крик» Мунка. О самой эмоциональной картине в мире» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-5.jpeg?resize=597%2C680&ssl=1″ alt=»«Крик» Мунка. О самой эмоциональной картине в мире» width=»597″ height=»680″ sizes=»(max-width: 597px) 100vw, 597px» data-recalc-dims=»1″/>

Эдвард Мунк. Девушки на мосту. 1902-1903 гг. Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв. (ГМИИ им. А. С. Пушкина), г. Москва

Так что отголоски «Крика» мы находим во многих работах Мунка. Если внимательно к ним приглядеться.

Подведём итог: почему «Крик» — шедевр

"די געשריי" פון מאנטש. וועגן די מערסט עמאָציאָנעל בילד אין דער וועלט
Андрей Аллахвердов. Эдвард Мунк. 2016. Частное собрание (всю серию портретов художников XIX-XX веков смотрите на сайте allakhverdov.com).

«Крик», конечно, феноменален. Ведь художник использовал очень скупые средства. Простейшие цветовые сочетания. Много-много линий. Примитивный пейзаж. Упрощённые фигуры.

"די געשריי" פון מאנטש. וועגן די מערסט עמאָציאָנעל בילד אין דער וועלט

И все это в совокупности невероятным образом выражает самые глубинные человеческие эмоции. Страх и отчаяние. Гнетущее чувство одиночества. Болезненное предчувствие надвигающейся катастрофы. Ощущение собственного бессилия.

Эти эмоции можно почувствовать так пронзительно, что ничего удивительного в том, что картину наделяли мистическими свойствами. Якобы любой, кто её коснётся, подвергается смертельной опасности.

Но мы в мистику верить не будем. А лишь признаем, что «Крик» — настоящий шедевр.

***

באַמערקונגען אנדערע לייענער זע אונטן. זיי זענען אָפט אַ גוט דערצו צו אַן אַרטיקל. איר קענט אויך טיילן דיין מיינונג וועגן דעם געמעל און דעם קינסטלער, און אויך פרעגן דעם מחבר אַ קשיא.